Оренбургский пуховый платок в скульптуре и картинах

Надежда Петина. Оренбургские пуховницыНадежда Гавриловна Петина  – советский и российский скульптор, член Союза художников СССР (1960), заслуженный художник РСФСР (1974), Почетный гражданин города Оренбурга в своем творчестве не раз обращалась к образу оренбургских пуховниц и оренбургскому пуховому платку.

Ее работы «Оренбургский пуховый платок. Песня» (1969), «Оренбургские пуховницы» (1970, 1972) интересны не только как скульптурные композиции, удивительна сама идея воплотить, показать посредством выбранного материала скульптуры (это бронза и медь) пластику персонажей, ремесло и легкость, красоту платка.

Н. Петина. Композиция «Оренбургский пуховый платок. Песня» (1969)Как писала в своей статье Лидия Сергеевна Медведева (искусствовед, заслуженного работника культуры): «Надежда Гавриловна Петина не могла обойти тему оренбургского пухового платка, остаться равнодушной к женщинам-мастерицам. Тоненькая, почти невесомая пуховая нить в руках пуховниц становится дивной красоты платком-паутинкой.  Мастерство передается по наследству, закрепляется годами, десятилетиями работы, но мастерство мертво без чувства прекрасного, без  творческого начала. Именно это определяет яркую индивидуальность, неповторимость каждого изделия.  Человек реализует себя, расцветает, и вот такой одухотворенный человек особенно интересен художнику. Тема труда пуховниц в трактовке Петиной  обретает поэтичность, музыкальность.   Отсюда и название «Оренбургский пуховый платок. Песня» (1969). В мягких, текучих линиях силуэтов трех девушек с платочками на плечах, певучести самой пластики, в замедленном ритме движений, жестов, мечтательности девушек – протяжная, как серебристая от ковыля степь, мелодия.

Н. Петина. Композиция «Оренбургские пуховницы», 1972 г.В 1970 году – новая композиция «Оренбургские пуховницы». Тема обретает жанровое звучание, психологически выразительны персонажи, но недостаточно продумана пространственная связь, излишне акцентирована фронтальность работы. Скульптор снова в поиске, отбрасываются многочисленные варианты, и, наконец, тема получает наиболее убедительное пластическое решение в произведении 1972 года «Оренбургские пуховницы». «Оренбургские пуховницы» Н.Г. Петина находит так долго не дававшуюся возможность передать в скульптуре красоту самого платка – в виде выбитого на золотистом листе меди ажурного рельефа; эта диагональ в центре как бы подтверждается наклоненными к платку двумя женскими фигурами; стоящей и присевшей на колени, готовящейся пропустить платок сквозь кольцо. Пирамидальность композиции, строгость силуэтов и вместе с тем декоративная выразительность, разнообразие материалов (дерево, бронза, медь) создают ощущение торжественности и праздничности, приподнятости настроения».


Из книги Николая Павловича Ерышева «Рисунки с натуры»:

«… Остановка поезда. Еще немного надо пройти по зимней дороге, и вот оно – село Желтое. Знаменитое село пуховязальщиц. Уже вечер, темнело, морозило сильно, и поэтому одно желание было – поскорее попасть в тепло, устроившись на ночлег. Нашел комнату для приезжих. Постучал – открыла хозяйка. Все занято, мест нет. Посоветовала пойти к председателю сельского Совета – он поможет. Кстати, пока мы разговаривали, она, не отрываясь, вязала платок – только спицы мелькали.

На ночлег устроился в доме одного маленького старика. Окошки с занавесочками, как раз такие, какие мне для картины нужны, зеркало узкое, высокое, с резной верхушкой – тоже мне подходит. Круглый из цветных лоскутов половичок – он тоже потом попал в картину… Срисовал и то, что было в другой комнате – печь, окна, часы старинные, занавески, стол-лежанку с покрывалом.

– Нужна старуха? Моя сгодится. Нужна прялка? Да у моей старухи и прялка есть! Пришли вовремя. Старуха жарила большие по размеру, но очень плоские пирожки с картошкой… Нарисовал и старуху, и прялку. Через день-два по «протекции» моего хозяина-деда рисовал везде и вскоре собрал весь материал для картины. И композицию придумал. Вернувшись в Оренбург, картину написал быстро. Картине «Оренбургский платок» везло – была представлена на всесоюзной выставке, на всемирной выставке произведений молодых художников в Париже. Теперь картина находится в Третьяковской галерее. Спасибо деду маленькому и его дому, спасибо деду большому и старухе его с прялкой, спасибо селу Желтому, где узнал, как вяжут знаменитые оренбургские пуховые платки».


Платочный базарУдивителен зимний базар. Он тоже произвел на художника большое впечатление. Маленький торжок был зарисован на листе, затем перенесен на холст:  «На женщин, продающих платки, на покупательниц, как правило, тоже женщин, сыплет снег. Над толпой время от времени вспархивает, как птица, платок – показывает вязальщица свой товар. Красивый, завораживающий ритм. Нашел в сумке жены старую квитанцию и все увиденное нарисовал. Эта картина тоже была написана быстро. И даже со снежинками».

 

Шибанов Е. Н., картина с выставки "Жить на Руси"Оренбургский пуховый платок нашел свое отражение в картинах известных художников России  Н. П. Ерышева, А. И. Овчинникова, Ю. А. Рысухина, М. Б. Борисовой, А. И. Лактионова, М. М. Яновского, Е. Н. Шибанова.

Борисова М. Б. "Портрет О. Р. Арутюновой"Лактионов А. И. "Портрет жены" (1946)

Мы в контакте

Slide background
Slide background
Slide background
Slide background
Slide background

Контакты

Для решения и согласования вопросов по  заказу и приобретению изделий из натурального козьего пуха Вы можете написать письмо по электронной почте

oren-puhplat@yandex.ru

twitter
moymir
facebook
vkcom
google
odnoklassniki

Оренбургский пуховый платок, паутинки свяжу на заказ
Seo анализ сайта

© 2018 Оренбургская область, пуховый платок ручной работы на заказ. Все права защищены.

Поиск